Диагностический этап социально-педагогической работы

           В деятельности социального педагога, особенно на начальных этапах, важное место занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, кон¬фликтные ситуации, отклонения в поведении ребенка; типология семей, их со¬циокультурный и педагогический портрет. Поэтому в методическом багаже со¬циального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты. Используются специфические методы социальной работы, такие, как метод социальной биографии семьи, личности, а также соци¬альная история микрорайона, диагностика социальной среды.

Диагностика социальной среды

Паспорт социальной инфраструктуры микрорайона - базовый документ, дающий общее представление о социальных особенностях территории, на ко¬торой действует социальный педагог. Заполняется один раз, в начале работы. При изменении каких-либо характеристик, включенных в паспорт, впоследст¬вии в него вносятся соответствующие коррективы и исправления. Полученные и занесенные в паспорт данные позволяют целенаправленно на основе диффе¬ренцированного подхода работать с семьями.
Структура и содержание паспорта.
1. Общие сведения о школе:
• название населенного пункта, административного района;
• тип школы;
• месторасположение (в границах улиц, территориально по отношению к центру населенного пункта);
• краткая характеристика природных и других особенностей расположения школы;
• тип застройки, на какое количество человек рассчитана по проекту; «в каком году открыта;
• количество учащихся; из них состоят в детских общественных организациях: 1- 4-е классы, 5-9-е классы, 10-12-е классы;
• количество классов-комплектов (для сельских школ);
• наличие ГПД, пришкольного интерната, количество учащихся в них;
• организация подвоза учащихся;
• количество микрорайонов (населенных пунктов для сельской местно¬сти), в которых проживают учащиеся;
• время начала учебных занятий;
• каникулярное время;
• характеристика педколлектива: количество учителей, воспитателей; сред¬няя учебная нагрузка; сколько учителей совмещают предметы (какие); образование, стаж работы в данной школе, учителя - выпускники школы, награды учите¬лей, семейные династии, общественные поручения учителей в микрорайоне;
• материально-техническая база школы: характеристика учебных кабине¬тов, материальной базы трудового воспитания и обучения, спортивной базы, материальной базы эстетического воспитания и обучения;
• наличие в школе музея, постоянно действующих выставок, библиотеки, ее фонды;
• наличие в школе радио-(теле-)узла.
2 Общие сведения о микрорайоне школы:
названия улиц, расположенных на территории микрорайона школы (для сельской школы - населенных пунктов),
• карта-схема улиц (населенных пунктов), где проживают учащиеся, с ука¬занием типов дороги, расстояния до школы, видов транспорта,
• карта-схема культурного, бытового, торгового обслуживания (клубы, библиотеки, кинотеатры, спортивные учреждения, медицинские учреждения, магазины, предприятия общественного питания),
• карта-схема с указанием дошкольных учреждений и учреждений допол¬нительного образования,
• карта-схема производственного окружения,
• тип застройки микрорайона, общее количество домов,
• количество жилых помещений различной формы собственности,
• нежилые помещения в микрорайоне
3 Характеристика производственного окружения
• характеристика базового предприятия (хозяйства), если таковое есть,
• характеристика кадровых возможностей предприятия (хозяйства) в орга¬низации наставничества, кружковой работы, общественно полезного труда и т п,
• характеристика материальных возможностей предприятия (хозяйства),
• сложившиеся направления совместной работы школы и предприятия (хозяйства),
• характеристика других предприятий, учреждений в микрорайоне
4 Характеристика материальной базы для проведения воспитатепъной работы в микрорайоне
5 Характеристика организации микрорайона, функции которых в той или иной мере связаны с воспитанием (культурные, спортивные учреждения, уч¬реждения дополнительного образования, опорные пункты охраны порядка де¬путатские группы, советы ветеранов, общественные организации и т.п.).
6 Характеристика органов управления общественным и семейным воспи¬танием (если таковые имеются).
7 Характеристика жителей микрорайона.
Сколько жителей проживает на территории микрорайона, из них
• дошкольного возраста
• учащихся
• молодежи до 30 лет
• пенсионеров до 55 лет
• ветеранов войны
• инвалидов
Основная часть жителей работает в
• национальность жителей
• происхождение родителей учащихся
• материальные условия семей, в которых живут дети
• образовательный уровень родителей
• местные социально-культурные традиции, особенности, религиозная обстановка, местные авторитеты, местные мастера, умельцы
• родительский актив
• участковые инспектора
• детский юношеский актив
• число временно неработающих
• число уклоняющихся от работы
Число педагогически запущенных подростков
• всего состоят на учете в ПДН
• в чем выражаются негативные проявления
• сведения о воспитателях (родители, шефы, классные руководители)
• краткая характеристика воспитателей
Число «трудных» взрослых жителей:
• всего
• состоит на учете
• содержание нарушений, источник информации
• сведения о детях
Число неблагополучных семей и групп в микрорайоне
Число верующих.
Список заслуженных людей